Потомок старинного
дворянского рода, Вяземский получил блестящее домашнее образование,
позднее завершенное в петербургских пансионах (1805—1807). В московском
доме Вяземских и в их подмосковном имении Остафьево бывали И. И.
Дмитриев, В. А. Жуковский и др.; большое влияние на юного князя оказал
Н. М. Карамзин, ставший его опекуном после смерти отца. В
1812 г. Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском
сражении. С 1818 г. служил чиновником в Варшаве. Однако вскоре попал в
опалу, чему немало способствовали независимость личного поведения и
политическое фрондерство; в 1821 г. уехал в Москву, где за ним был
установлен полицейский надзор. В стихах этого времени,
распространявшихся в списках, — «Петербург» (1818), «Негодование»
(1820; в анонимном доносе было названо «катехизисом заговорщиков») —
нашли выражение оппозиционные взгляды Вяземского, выступавшего за
«просвещенную» конституционную монархию, гражданские права, «законные»
свободы. Отказавшись, однако, от участия в тайных обществах, Вяземский
вошел в историю декабристского движения как «декабрист без декабря» (С.
Н. Дурылин). Тяжело переживший расправу над декабристами поэт остался
привержен радикальным убеждениям (сатирическое стихотворение «Русский
бог», 1828). Острый
ум и полемический темперамент Вяземского в полной мере проявились в
литературных баталиях. Стоявший у истоков «Арзамаса», он в едких и
насмешливых эпиграммах, афоризмах, письмах боролся с литературными
староверами — членами «Беседы любителей русского слова». В изданиях
пушкинского круга 1820—1830-х гг. — «Северных цветах», «Литературной
газете», «Современнике» и др. — Вяземский выступал против Ф. В.
Булгарина, «торгового направления» в словесности, вставал на защиту
писателей, обвиненных в «литературном аристократизме». Деятельность
Вяземского-критика способствовала становлению романтизма в России
(статьи 1820-х гг. о Пушкине, Жуковском, А. Мицкевиче), сыграла
значительную роль в самоопределении русской литературы (статьи о
«Ревизоре» Н. В. Гоголя, 1836; «Взгляд на литературу нашу в десятилетие
после смерти Пушкина», 1847). Свыше 20 лет Вяземский работал над книгой
о Д. И. Фонвизине (1848), явившейся первой отечественной
литературоведческой монографией. В
поэзии Вяземского 1810—1820-х гг. культивировались жанры дружеского
послания и медитативной элегии («Первый снег», «Уныние», оба 1819); в
ряде случаев он шел вразрез с пушкинской школой гармонического стиха,
вводил бытовую лексику и разговорную интонацию, способствуя тем самым
обновлению поэтического языка («Ухаб», 1821, «Того-сего», 1825, и др.). В
ином ключе написаны лучшие стихи позднего Вяземского, который после
смерти Пушкина, все сильнее ощущая себя «обломком» прошедшего, создавал
образ своего «золотого века»: это поэзия воспоминаний с доминирующим
мотивом необратимости прошлого, его несовместимости с измельчавшим
настоящим. Драматизм мироощущения Вяземского усугублялся семейными
горестями — из восьми его детей лишь один П. П. Вяземский дожил до
зрелых лет. Темы смерти, покорности промыслу, верности памяти ушедших,
мотивы душевной усталости и трагического одиночества пронзительно
звучат в стихах «Я пережил и многое и многих» (1837), «Все сверстники
мои давно уж на покое» (1872), «Жизнь наша в старости —изношенный
халат» (1875—1877) и др. Между
тем поэтический «расчет» с прошлым происходит на фоне успешной
служебной карьеры Вяземского: поднимаясь все выше по ступеням чиновной
лестницы, он становится товарищем министра народного просвещения
(1855—1858), членом Главного управления цензуры, с 1859 г. — сенатором,
обер-шенком двора, членом Государственного совета. Переход в
«правительственный лагерь» не погашает в нем внутренней оппозиционной
установки. Переживая глубокий разлад с современностью, Вяземский
демонстрирует неприятие всего народившегося нового — от нигилистов до
крайних славянофилов. В
последние десятилетия, большей частью проведенные за границей,
Вяземский пишет мемуары о дворянском быте «допожарной», «грибоедовской»
Москвы. «Записная книжка», которую он вел с 1813 г. до конца жизни, —
ценнейший документ, зафиксировавший «устную летопись эпохи»:
свидетельства неименитых современников, анекдоты, крылатые речения и т.
п. Не только
разносторонняя деятельность, многообразное участие в литературном
процессе, но и сама личность Вяземского, «звезды разрозненной плеяды»
(Е. А. Баратынский), вечного полемиста, ипохондрика и язвительного
острослова, собеседника Пушкина, Жуковского, Баратынского, Д. Давыдова,
— неотъемлемая часть культуры пушкинской эпохи.
|