Из дворян. Окончил
юридический факультет Московского университета (1839), где в 1844 г.
защитил магистерскую диссертацию и затем преподавал на кафедре истории
русского законодательства. В своих статьях 1846—1847 гг. сформулировал
основные принципы государственного направления («государственной
школы») в русской историографии. Статья Кавелина «Взгляд на юридический
быт древней России» («Современник», 1847) стала, по словам Белинского,
«эпохой в истории русской истории, с нее начнется философическое
изучение нашей истории». С 1857 г. работал на кафедре гражданского
права Петербургского университета. Активно участвовал в подготовке
отмены крепостного права. В 1861 г. Кавелин выступил с протестом против
полицейско-административного произвола по отношению к студентам и ушел
в отставку. С 1878 г. занимал кафедру гражданского права
Военно-юридической академии. Сторонник реформ, умеренный либерал. В
1860-х гг., в период усиления революционного движения он порвал с
леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного
террора; вместе с тем решительно осуждал и репрессивные меры властей. В
политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных
административных реформ, проводимых «сверху». Увлекавшийся
в юности гегельянством и с почтением относившийся к славянофилам (в
особенности к А. С. Хомякову), Кавелин под влиянием В. Г. Белинского, а
позднее А. И. Герцена и Т. Н. Грановского стал убежденным западником.
Эти убеждения нашли последовательное выражение в его работе «Мысли и
заметки о русской истории» (1866). В понимании истории Кавелин решающую
роль отводил личностному началу: «Для народов, призванных ко
всемирно-историческому действованию..., существование без начала
личности невозможно... Личность, осознающая сама по себе свое
бесконечное, безусловное достоинство, — есть необходимое условие
всякого духовного развития народа». Смысл
русской истории он видел в становлении и укреплении «начала личности»,
что должно было в конечном счете привести к подлинному сближению России
с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне
нравственного развития человечества: «Нравственное развитие и
деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность
людей, как и все другие стороны развития и деятельности». Итогом
изучения проблемы нравственной личности, ее социального значения стала
работа Кавелина «Задачи этики» (1885), которая оказала значительное
влияние молодое поколение 1880-х гг.
|