Отец его,
который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три
года, мать — когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось
быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27
лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в
главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на
государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н.
э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он
посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к
принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В
конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической
деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его
известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки
привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений
и диалогов — «Лунь юй» (один из основных источников по
этико-религиозному учению конфуцианства). Подчеркивая
свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не
создаю; я верю в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком
для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256
до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями
чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана)
Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель,
если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5).
Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые
междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о
необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на
представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке.
Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых
семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них
(жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают
любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно
подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо — «сыновняя
почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью
воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то
есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему
средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными
отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем,
подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном» (Лунь юй, 12.11).
Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство
сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого
как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа»
(цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых
злоупотреблений. Конфуций
не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном
мире как-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли
[достойно] служить духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в
его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по
форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство
приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе
экзаменов государственные должности могли занимать только ученые
конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как
«наука» вообще, а конфуцианцы — «жу», т. е. просто как «ученые»,
«образованные»). Уже
первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу
Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был
воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось
приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу,
свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где
есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род
Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший
потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул,
при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.
|