Сочетая
разработку новых средств художественного языка с теоретическими
обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий
гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря»
(1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане)
высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях
композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический
идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около
1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования
в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее
значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7
тысяч листов). Леонардо
родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у
Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской
мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с
техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П.
Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо.
В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после
1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около
1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая
плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва
уловимой улыбкой. В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена;
подмалевок — в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало
разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы
рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках,
эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш,
сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в
передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а
строение и движения человеческого тела приводит в идеальное
соответствие с драматургией композиции. На
службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в
роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных
празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца,
отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель
памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии
Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. На
этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В
«Мадонне в скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант — 1487-1511,
Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень
(«сфумато») предстает новым ореолом, который идет на смену
средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и
природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические
наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры
святых на переднем плане. В
трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись
«Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который
пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа
дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое
содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция
учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в
четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей
себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство.
Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также
волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой
рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из
самых значительных произведений в истории мирового искусства. Занимаясь
также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты
«идеального города» и центрально-купольного храма. Последующие годы
мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция — 1500-02, 1503-06,
1507; Мантуя и Венеция — 1500; Милан — 1506, 1507-13; Рим — 1513-16). С
1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I. Во
Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при
Ангьяри», 1503-1506; не закончена и не сохранилась, известна по копиям
с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу — частное собрание,
Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового
времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке
всадников. В
наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой
«Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает
таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом
чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает
космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж,
тающий в холодной дымке. К
поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу
Тривульцио (1508-1512), роспись «Святая Анна с Марией и младенцем
Христом» (около 1500-1507, Лувр). В последней как бы подводится итог
его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита
(с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической
пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной,
поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью,
представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, «Святой
Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической
двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как
полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением
вселенской катастрофы (цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо,
около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности
и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с
рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Р. Декарта
представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим
источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные
книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном
итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения
своих мыслей. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти
Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию
искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из
контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были
связаны неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства
живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду
творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный
математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания
посредством пропорций, перспективы и светотени. «Живопись, — пишет
Леонардо, — наука и законная дочь природы..., родственница Бога».
Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым
познает «божественный ум», скрытый под внешним обликом натуры.
Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным
началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу.
Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «все, что
существует во вселенной», он тоже есть «некий бог». Как
ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными
наблюдениями и догадками почти все области знания того времени,
рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской
натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового,
основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо
уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней
ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения
скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался
гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили
выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем.
Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим
предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов
металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных,
деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также
разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции
летальных аппаратов и парашюта. Собранные
Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на
окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в
искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических
законов была связана для него с представлением об однородности
Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая
Землю «точкой в мироздании». Изучал устройство человеческого глаза,
высказав догадки о природе бинокулярного зрения. В
анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в
детализированных рисунках заложил основы современной научной
иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец
«природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое
внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии,
стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику
как самостоятельную дисциплину, дал классические описания
листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения
соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая,
что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления
о «всемирном потопе». Явив
собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи
осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко
очертившая диапазон творческих исканий эпохи.
|