Лжедмитрий I (Статья из "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона". Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала). Лжедимитрий
I — царь московский (1605 — 1606). Происхождение этого лица, равно как
история его появления и принятия на себя имени царевича Димитрия, сына
Иоанна Грозного, остаются до сих пор весьма темными и вряд ли даже
могут быть вполне разъяснены при настоящем состоянии источников.
Правительство Бориса Годунова, получив известие о появлении в Польше
лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах его историю
следующим образом. Юрий или Григорий Отрепьев, сын галицкого сына
боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в холопах у бояр
Романовых и у кн. Бор. Черкасского; затем, навлекши на себя подозрение
царя Бориса, он постригся в монахи и, переходя из одного монастыря в
другой, попал в Чудов м-рь, где его грамотность обратила внимание патр.
Иова, взявшего его к себе для книжного письма; похвальба Григория о
возможности ему быть царем на Москве дошла до Бориса, и последний
приказал сослать его под присмотром в Кириллов м-рь. Предупрежденный
вовремя, Григорий успел бежать в Галич, потом в Муром, и, вернувшись
вновь в Москву, в 1602 г. бежал из нее вместе с неким Инок. Варлаамом в
Киев, в Печерский м-рь, оттуда перешел в Острог к кн. Константину
Острожскому, затем поступил в школу в Гоще, и наконец вступил на службу
к кн. Ад. Вишневецкому, которому впервые и объявил о своем якобы
царском происхождении. Этот
рассказ, повторенный позднее и правительством царя Василия Шуйского,
вошедший в большую часть русских летописей и сказаний и основанный
главным образом на показании или «Извете» упомянутого Варлаама, был
сперва всецело принят и историками. Миллер, Щербатов, Карамзин,
Арцыбашев отожествляли Л. с Григорием Отрепьевым. Из новых историков
такое отожествление защищают С. М. Соловьев и П. С. Казанский —
последний, однако, не безусловно. Уже очень рано возникли сомнения в
правильности такого отожествления. Впервые подобное сомнение было
высказано в печати митроп. Платоном («Краткая церковная история», изд.
3-е, стр. 141); затем уже более определенно отрицали тожество Л. и
Отрепьева А. Ф. Малиновский («Биографические сведения о кн. Д. М.
Пожарском», М., 1817), М. П. Погодин и Я. И. Бередников («Ж. М. Н.
Пр.», 1835, VII, 118 — 20). Особенно важны были в этом отношении работы
Н. И. Костомарова, убедительно доказавшего недостоверность «Извета»
Варлаама. Костомаров предполагал, что Л. мог происходить из зап. Руси,
будучи сыном или внуком какого-нибудь московского беглеца; но это лишь
предположение, не подтвержденное никакими фактами, и вопрос о личности
первого Л. остается открытым. Почти
доказанным можно считать лишь то, что он не был сознательным обманщиком
и являлся лишь орудием в чужих руках, направленным к низвержению царя
Бориса. Еще Щербатов считал истинными виновниками появления самозванца
недовольных Борисом бояр; мнение это разделяется большинством
историков, причем некоторые из них немалую роль в подготовке самозванца
отводят полякам и, в частности, иезуитам. Оригинальный вид приняло
последнее предположение у Бицына (Н. М. Павлова), по мнению которого
было два самозванца: один (Григорий Отрепьев) был отправлен боярами из
Москвы в Польшу, другой — подготовлен в Польше иезуитами, и
последний-то и сыграл роль Димитрия. Это чересчур искусственное
предположение не оправдывается достоверными фактами истории Л. и не
было принято другими историками. То обстоятельство, что Л. вполне
владел русским языком и плохо знал латинский, бывший тогда обязательным
для образованного человека в польском обществе, позволяет с большой
вероятностью предположить, что по происхождению Л. был русский. Достоверная
история Л. начинается с появления его в 1601 г. при дворе кн. Конст.
Острожского, откуда он перешел в Гощу, в арианскую школу, а затем к кн.
Ад. Вишневецкому, которому и объявил о своем якобы царском
происхождении, вызванный к этому, по одним рассказам, болезнью, по
другим — оскорблением, нанесенным ему Вишневецким. Как бы то ни было,
последний поверил Л., равно как и некоторые другие польские паны, тем
более, что на первых же порах явились и русские люди, признавшие в Л.
мнимо-убитого царевича. Особенно близко сошелся Л. с воеводой
сандомирским, Юрием Мнишеком, в дочь которого, Марину, он влюбился.
Стремясь обеспечить себе успех, Л. пытался завести сношения с королем
Сигизмундом, на которого, следуя, вероятно, советам своих польских
доброжелателей, рассчитывал действовать через иезуитов, обещая
последним присоединиться к католичеству. Папская курия, увидав в
появлении Л. давно желанный случай к обращению в католичество
московского государства, поручила своему нунцию в Польше, Рангони,
войти в сношения с Л., разведать его намерения и, обратив в
католичество, оказать ему помощь. В
начале 1604 года Л. в Кракове был представлен нунцием королю; 17 апреля
совершился его переход в католичество. Сигизмунд признал Л., обещал ему
40000 злотых ежегодного содержания, но официально не выступил на его
защиту, дозволив лишь желающим помогать царевичу. За это Л. обещал
отдать Польше Смоленск и Северскую землю и ввести в московском
государстве католицизм. Вернувшись в Самбор, Л. предложил руку Марине
Мнишек; предложение было принято, и он выдал невесте запись, по которой
обязался не стеснять ее в делах веры и уступить ей в полное владение
Вел. Новгород и Псков, причем эти города должны были остаться за
Мариной даже в случае ее неплодия. Мнишек набрал для будущего зятя
небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединились
2000 малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С
этими силами Л. 15 августа 1604 г. открыл поход, а в октябре перешел
московскую границу. Обаяние имени царевича Димитрия и недовольство
Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль в др.
города без боя сдались Л.; держался только Новгород-Северский, где
воеводой был П. Ф. Басманов. 50000 московское войско, под начальством
Мстиславского, явившееся на выручку этого города, было на голову
разбито Л., с его 15000 армией. Русские люди неохотно сражались против
человека, которого многие из них в душе считали истинным царевичем;
поведение боярства, которое Борис при первых вестях о Л. обвинил в
постановке самозванца, усиливало начинавшуюся смуту: некоторые воеводы,
выступая из Москвы, прямо говорили, что трудно бороться против
прирожденного государя. Большинство поляков, недовольных задержкой
платы, оставило в это время Л., но за то к нему явилось 12000 казаков.
В. И. Шуйский разбил 21 янв. 1605 г. Л. при Добрыничах, но затем
московское войско занялось бесполезной осадой Рыльска и Кром, а тем
временем Л., засевший в Путивле, получил новые подкрепления.
Недовольный действиями своих воевод, царь Борис послал к войску П. Ф.
Басманова, перед тем вызванного в Москву и щедро награжденного; но и
Басманов не мог уже остановить разыгравшейся смуты. 13 апр. умер
внезапно царь Борис, а 7 мая все войско, с Басмановым во главе, перешло
на сторону Л. 20
июня Л. торжественно въехал в Москву; провозглашенный перед тем царем
Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Л., вместе со
своей матерью, а уцелевшую сестру его Ксению Л. сделал своей
любовницей; позднее она была пострижена. Через несколько дней после
въезда Л. в Москву обнаружились уже замыслы бояр против него. В. И.
Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и,
отданный Л. на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых
людей, приговорен к смертной казни. Л. заменил ее ссылкой Шуйского, с
двумя братьями, в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги,
простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патр. Иов был
низложен и на место его возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий,
который 21 июля и венчал Л. на царство. Как
правитель, Л., согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной
энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и
крайне высоким понятием о своей власти. «Остротой смысла и учением
книжным себе давно искусив», говорит о нем кн. Хворостинин и
прибавляет: «самодержавие выше человеческих обычаев устроя». Он
переустроил думу, введя в нее, в качестве постоянных членов, высшее
духовенство; завел новые чины по польскому образцу: мечника, подчашия,
подскарбия; принял титул императора или цезаря; удвоил жалованье
служилым людям; старался облегчить положение холопов, воспрещая записи
в наследственное холопство, и крестьян, запрещая требовать обратно
крестьян, бежавших в голодный год. Л. думал открыть своим подданным
свободный доступ в зап. Европу для образования, приближал к себе
иноземцев. Он
мечтал составить союз против Турции, из императора германского, королей
французского и польского, Венеции и московского государства; его
дипломатические сношения с папой и Польшей были направлены главным
образом к этой цели и к признанию за ним императорского титула. Папа,
иезуиты и Сигизмунд, рассчитывавшие видеть в Л. покорное орудие своей
политики, сильно ошиблись в расчетах. Он держал себя вполне
самостоятельно, отказался вводить католицизм и допустить иезуитов и
добился того, чтобы Марина, по прибытии в Россию, наружно исполняла
обряды православия. Довольно индифферентный к различиям религий, в чем
может быть сказалось влияние польского арианства, он избегал, однако,
раздражать народ. Равным образом Л. решительно отказался делать
какие-либо земельные уступки Польше, предлагая денежное вознаграждение
за оказанную ему помощь. Отступления
от старых обычаев, какие допускал Л. и какие стали особенно часты со
времени прибытия Марины, и явная любовь Л. к иноземцам раздражали
некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы
относились к нему доброжелательно, и москвичи сами избивали немногих
говоривших о самозванстве Л. Последний погиб исключительно благодаря
заговору, устроенному против него боярами и во главе их — В. И.
Шуйским. Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Л. Еще 10 ноября
1605 г. состоялось в Кракове обручение Л., которого заменял в обряде
посол московский Власьев, а 8 мая 1606 г. в Москве совершился и брак Л.
с Мариной. Воспользовавшись
раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и
позволявших себе разные бесчинства, заговорщики, в ночь с 16 на 17 мая,
ударили в набат, объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя, и,
направив толпы на поляков, сами прорвались в Кремль. Захваченный
врасплох, Л. пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но
последние, под давлением боярских угроз, выдали его, и он был застрелен
Валуевым. Народу объявили, что, по словам царицы Марии, Л. был
самозванец; тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту
сторону, откуда он пришел.
|