Мартин Лютер
родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен
и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со
степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В
1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512
доктор богословия). В
обстановке подъема общественного движения в Германии, критики
католической церкви, Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций
(вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой
церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового
религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях),
отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви.
Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются
необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру
христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему
непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой). Лютер
утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий
человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его
учреждения), занимают важное место в христианской религии. Он отверг
авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал
восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии
духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства
Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания
человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его
души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи
независимости светского государства от католической церкви. Тезисы
Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к
выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного
строя, причем реформационное движение вышло за те границы, которые
ставил ему Лютер. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер
отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с
католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом
считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном
Гусом. В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского
университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в
обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что
борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в
1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов
стали размежевываться, и на политическую арену выступил Томас Мюнцер,
показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от
первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую
свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой
телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От
преследования по Вормсскому эдикту 1521 году Лютер искал защиты у
князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С
этого времени начинаются резкие выступления Лютера против
радикально-бюргерских направлений Реформации (Андреас Карлштадт) и
особенно против массовых народных выступлений. Лютер указывал, что
светская власть обязана охранять существующий общественный порядок
силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов он требовал
кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления
крепостного состояния. В
историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры
— как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на
себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с папистами
стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее
развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий
язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы
общенемецкого национального языка.
|