Тон Константин
Андреевич (29 октября (9 ноября) 1794, Петербург — 25 января (6
февраля) 1881, там же), русский архитектор. Создатель
«русско-византийского» стиля в русской архитектуре XIX в. Родился
в богатой семье ювелира. В 9-летнем возрасте был определен в
петербургскую Академию художеств, где учился под руководством А. Н.
Воронихина (1803—1815). Все его курсовые проекты отмечались наградами.
После окончания с золотой медалью академического курса был оставлен при
академии; в 1819 г. как пенсионер академии побывал в Германии, Австрии,
Италии. Основное время жил в Риме, где в 1823 г. за проект
реконструкции дворца Цезарей и храма Фортуны был избран членом Римской,
а затем и Флорентийской академий. Живя в Риме, сблизился с Карлом
Брюлловым. По
возвращении в Россию в 1828 г. был причислен к Кабинету императора. В
1830 г. был избран академиком, а спустя три года — профессором. С 1833
г. член «Кабинета строений и гидравлических работ». По просьбе
президента Академии художеств занимался перестройкой и отделкой
парадных залов Академии художеств (Конференц-зала и др.; 1829—1837). В
1832—1834 гг. проектировал великолепную гранитную пристань «со
сфинксами» против здания Академии художеств. В своих первых работах
выступает как продолжатель традиций архитектуры русского классицизма. В
1830 г. Тон, выполнив проект церкви св. Екатерины у Калинкина моста в
«русском старинном вкусе», получил личное одобрение императора Николая
I, а новый «русско-византийский» стиль — статус «официального» стиля
русской архитектуры. Вскоре
император поручает Тону разработку проекта Храма Христа Спасителя. Его
прототипом стал Успенский собор Московского Кремля, однако проект Тона
не является копией кремлевского собора — он несет на себе отпечаток
творческого почерка мастера, его интерпретации древнерусского наследия.
Проект был окончен в 1832 г., а строительство — только в 1880 г.
Больного Тона на носилках принесли к храму, и он смог увидеть свое
творение оконченным. Освятили храм в 1883 г., уже после смерти автора.
В 1931 г. храм был разрушен; в 1995—2000 гг. восстановлен. В
1838 г. вышел первый альбом проектов образцовых церквей, который Тон
составил по заказу Святейшего Синода. Именно культовые постройки
определяют вклад Тона в русскую архитектуру. В эти годы по его проектам
возводится 16 церквей в столице и провинциальных городах России. В
1839 г. зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную
палату (1843—1851) Московского Кремля и становится их главным
строителем. Однако из-за занятости Тона на реконструкции Зимнего дворца
в Петербурге после опустошительного пожара 1837 г. руководство
московскими стройками поручается его помощнику Ф. Ф. Рихтеру. Благодаря
Большому Кремлевскому дворцу (1839—1849) Кремль приобретает отчетливо
выраженный парадный фасад, выходящий на Москву-реку. Фасады (в плане
здание имеет вид каре с внутренним прямоугольным двором) выполнены в
псевдорусском стиле; интерьеры — эклектичны, оформлены с особой
пышностью, наиболее выразительным является парадный Георгиевский зал. В
Москве Тон построил также Николаевскую военную богадельню в Измайлове
(1840) и первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги
(ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге — ныне Московский,
1844—1851). До
брака с Еленой Ивановной Берг у них родился сын Константин (1842),
который поступил в Академию художеств, но, рано ослепнув, не смог
работать архитектором. У Тона было еще четверо внебрачных детей от
шотландки Амалии Фредерики Барклай, которую он встретил в конце 1840-х
гг. В 1844 г.
Тон получил дворянство, затем был награжден орденами Св. Анны, Св.
Станислава, Св. Владимира, стал действительным статским советником; в
1854—1871 гг. — ректором императорской Академии художеств, с 1857 г. —
архитектором Высочайшего двора. Похоронен на Волковском православном кладбище.
|