Уорхол Энди
(Warhol; наст. Эндрю Вархола) (6 августа 1928, Питсбург — 22 февраля
1987, Нью-Йорк), американский художник и кинорежиссер, один из лидеров
поп-арта. Сын
чешских иммигрантов, Энди в детстве был тихим болезненным мальчиком,
страдал нервным расстройством, плохо учился в школе. Его увлечением
стало рисование. По субботам Энди посещал классы рисования при Музее
Карнеги, где считался одним из лучших учеников. Высшее образование он
получил на факультете графического дизайна в Технологическом институте
Карнеги (1949). В студенческие годы Уорхол увлекался идеями
конструктивистов Баухауса, стал завсегдатаем тусовок, где появлялся в
странном виде. Энди красил ногти в разный цвет, каждый раз перекрашивал
волосы, одежду и обувь в разные цвета. Тогда же он подрядился рисовать
задники в магазинах. Получив диплом, Уорхол практически сразу же
перебрался в Нью-Йорк. Работу
Энди получил в журнале мод"Glamoure", где он рисовал рекламу и
иллюстрации. Вскоре он становится одним из самых известных нью-йоркских
рекламщиков. Переосмыслив приемы коммерческой рекламы, Уорхол
прославился своими композициями в технике шелкографии, иронически
преобразующими мотивы современной массовой культуры и пропаганды:
многократно повторяющиеся банки готового супа, кока-колы и других
постоянных «персонажей» американской рекламы, портреты звезд эстрады и
кино (Мэрилин Монро, Элвис Пресли), политических лидеров (Мао Цзэдуна,
Ленина). За Уорхолом закрепляется слава и самого известного персонажа —
в седом парике — нью-йоркской артистической тусовки. В 1968 Уорхол был
тяжело ранен одной из своих бывших поклонниц и последовательниц. В
1968-1972 активно работал в кино. В первом фильме Уорхола «Поцелуй»
соединились уроки американского киноавангарда и его собственный интерес
к повседневности в ее простейших формах. Уорхол поставил несколько
экспериментальных фильмов, где неподвижная камера фиксировала поток
жизни: он подсматривал за спящими (в фильме «Сон», 1963) и жующими
(«Еда», 1963), за знаменитым небоскребом («Эмпайр», 1964) и
проститутками («Шлюха», 1964), пытаясь вызвать у зрителя
соответствующие физиологические ощущения (так, в «Сне» камера в течение
шести часов снимает спящего человека).После немых фильмов, начиная со
«Шлюхи» Уорхол перешел к звуковому кино. В 1965 поставил свою версию
«Механического апельсина» А. Берджесса, а годом позже снял картину
«Девушки из Челси», обозначившую начало сближения Уорхола с
коммерческим кино. В последующие фильмы, снятые с молодым оператором и
режиссером П. Морисси, он нередко вводил странные сексуально-комические
сцены, зачастую превращая их в самопародии. Киностраница его творчества
закрылась в 1976 фильмом «Плохой», но художник продолжал снимать
домашнее кино вплоть до своей смерти в 1987 году от сердечной
недостаточности. Причудливо
смешав в своем творчестве принципы массового и авангардно-элитарного
искусства, Уорхол придал методам постмодернистского «открытого
искусства» особую масштабность и драматическую мощь. Он был и по сей
день остается культовой фигурой, чья жизнь и творчество не перестают
интересовать мир искусства. Его судьбе посвящены фильмы «Я стреляла в
Энди Уорхола» (1995) и «Баския» (1996, в роли режиссера — певец Д.
Боуи).
|