Юстиниан I Великий
(лат. Iustinianus) (ок. 482 — 14 ноября 565, Константинополь),
византийский император. Август и соправитель Юстина I с 1 апреля 527
г., правил с 1 августа 527 г. Юстиниан
был уроженцем Иллирика и племянником Юстина I; по легенде, он
славянского происхождения. Играл видную роль в царствование своего дяди
и был провозглашен августом за полгода до его смерти. Эпохальное
правление Юстиниана прошло под знаком реализации принципов имперского
универсализма и воссоздания единой Римской империи. Этому была
подчинена вся политика императора, носившая поистине мировой характер и
позволившая сосредоточить в его руках огромные материальные и
человеческие ресурсы. Ради величия империи велись войны на Западе и
Востоке, совершенствовалось законодательство, проводились
административные реформы и решались вопросы церковного устроения. Он
окружил себя плеядой талантливых советников и полководцев, оставаясь
свободным от посторонних влияний, вдохновляясь в своих действиях
исключительно верой в единое государство, единые законы и единую веру.
«По широте своих политических замыслов, ясно осознанных и строго
приведенных в исполнение, по умению пользоваться обстоятельствами, а
главное — по искусству определять дарования окружающих и каждому давать
соответствующее его способностям дело Юстиниан был редким и
замечательным государем» (Ф. И. Успенский). Главные
военные усилия Юстиниана были сосредоточены на Западе, куда были
брошены колоссальные силы. В 533—534 гг. его лучший полководец
Велисарий разгромил государство африканских вандалов, в 535—555 гг.
было уничтожено государство остготов в Италии. В результате под власть
римской державы вернулся и сам Рим, и многие из западных земель в
Италии, Северной Африке, Испании, в течение ста лет заселявшиеся
германскими племенами. Эти территории в ранге провинций были
воссоединены с империей, и на них было вновь распространено действие
римского законодательства. Успешному
ходу дел на Западе сопутствовало тяжелое положение на дунайских и
восточных рубежах государства, лишенных надежной защиты. Много лет
(528—562, с перерывами) шли войны с Персией из-за спорных территорий в
Закавказье и влиянии в Месопотамии и Аравии, отвлекавшие огромные
средства и не давшие никаких плодов. В течение всего правления
Юстиниана племена славян, германцев, авар разоряли своими вторжениями
задунайские провинции. Недостаток оборонительных ресурсов император
стремился компенсировать усилиями дипломатии, заключая союзы с одними
народами против других и поддерживая таким образом необходимый баланс
сил на границах. Однако подобная политика критически оценивалась
современниками, тем более что все возраставшие выплаты союзным племенам
чрезмерно отягощали и без того расстроенную государственную казну. Ценой
блестящего «века Юстиниана» стало тяжелейшее внутреннее положение
государства, особенно в экономике и финансах, несших бремя колоссальных
расходов. Нехватка средств сделалась подлинным бичом его царствования,
и в поисках денег Юстиниан нередко прибегал к мерам, которые сам же
осуждал: продавал должности и вводил новые налоги. С редкой прямотой
Юстиниан заявил в одном из своих указов: «Первая обязанность подданных
и лучшее для них средство благодарения императора — уплачивать с
безусловным самоотвержением общественные подати полностью». Строгость
во взимании налогов достигла предела и гибельно сказывалась на
населении. По словам современника, «иностранное вторжение казалось
менее страшным налогоплательщикам, чем прибытие должностных лиц фиска». С
этой же целью Юстиниан стремился извлекать прибыль из торговли империи
с Востоком, установив высокие таможенные пошлины на все ввозимые в
Константинополь товары, а также обращая целые производства в
правительственные монополии. Именно при Юстиниане в империи было
освоено производство шелка, дававшее казне огромные доходы. Городская
жизнь при Юстиниане характеризовалась борьбой партий цирка, т. н.
димов. Подавление восстания Ника 532 г. в Константинополе,
спровоцированного соперничеством димов, уничтожило оппозицию Юстиниану
среди аристократии и населения столицы, укрепило авторитарный характер
императорской власти. В 534 г. был издан Свод гражданского права
(Corpus juris civilis), давший нормативное изложение римского права и
сформулировавший основы имперской государственности. Церковная
политика Юстиниана отмечена стремлением к установлению единства
вероисповедания. В 529 г. была закрыта Афинская академия, начато
преследование еретиков и язычников, наполнившее все царствование
Юстиниана. Гонения на монофизитов, вплоть до открытия военных действий,
опустошили восточные провинции, особенно Сирию и окрестности Антиохии.
Папство при нем совершенно подчинилось императорской воле. В 553 г. по
инициативе Юстиниана в Константинополе был созван V Вселенский собор,
на котором был разрешен т. н. «спор о трех главах» и, в частности,
осужден Ориген. Правление
Юстиниана отмечено огромным размахом строительства. Согласно Прокопию,
император «умножил укрепления по всей стране, так что каждое земельное
владение было обращено в крепость или близ него расположен военный
пост». Шедевром архитектурного искусства в столице стал храм св. Софии
(строился в 532—537 гг.), сыгравший великую роль в сложении особого
характера византийского богослужения и сделавший больше для обращения
варваров, чем войны и посольства. Мозаики церкви Сан Витале в только
что воссоединенной с империей Равенне сохранили до нас великолепно
исполненные портреты самого императора Юстиниана, императрицы Феодоры и
сановников двора. В
течение 25 лет бремя власти разделяла с императором его жена Феодора,
обладавшая сильной волей и государственным умом. Влияние этой «великой
честолюбицы» и «верной императрицы» не всегда было благотворным, но все
правление Юстиниана отмечено им. Ей воздавались официальные почести
наравне с императором, подданные отныне приводились к личной присяге
обоим царственным супругам. Во время восстания Ника Феодора спасла для
Юстиниана трон. Сказанные ею слова вошли в историю: «Кто раз надел
диадему, тот не должен переживать ее гибели... Что до меня, то я
придерживаюсь старого изречения: пурпур — лучший саван!» В
течение 10 лет после смерти Юстиниана многие из его завоеваний были
сведены к нулю, и идеи универсальной империи надолго стали риторической
фигурой. Тем не менее, царствование Юстиниана, которого называют
«последним римским и первым византийским императором», стало важнейшим
этапом в становлении феномена византийской монархии.
|